Есть хорошие новости для крымчан! На сессии крымского парламента в двух чтениях был принят закон, позволяющий регистрировать право собственности граждан на земельные участки в упрощенном порядке. Закон РК «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», о котором пойдет речь, стал еще одним шагом для снижения административных барьеров при оформлении прав на землю. О том, что даст людям этот закон, сообщаем о данном документе здесь.

Есть немало примеров, когда гражданин многие годы пользуется недвижимостью (проживает в доме), при этом ни земля под домом, ни приусадебный земельный участок не оформлены в собственность в установленном порядке, хотя какие-то первичные документы о предоставлении земли у гражданина имеются. (В основном эта проблема касается жителей сельской местности).

Когда при государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки возник вопрос предоставления правоустанавливающих документов, специалисты ахнули от того, насколько разными оказались требования к документации в былые десятилетия. Стало совершенно очевидным, что в республике необходимо принять закон, который позволил бы решить земельные проблемы крымчан по упрощенной процедуре, как это до сих пор происходит в Российской Федерации. Вот представьте: человек имеет на руках документы на землю, выданные еще в советские годы или в период украинской действительности. До логического конца — госакта — он не дошел, получив, например, только решение исполкома местного совета, по которому ему предоставлялась земля.

Но мало кто знает, что начиная с середины 1997-го года, решения исполкомов сельских, поселковых или городских советов должны были быть утверждены местными депутатами на пленарных заседаниях (сессиях), как того требовал Закон Украины «О местном самоуправлении». При этом далеко не все решения исполкомов о выделении земли были подтверждены на сессиях, вероятно, по причине слабой ориентации руководителей органов местного самоуправления в законодательстве. В итоге земельные решения, которые в Крыму выдавали примерно с середины 1997-го до конца 1998-го года, оказались за рамками украинского правового поля, и не могут быть признаны действительными сейчас. Крымчане десятилетиями жили с такими первичными документами на землю и знать не знали, что их бумаги не в порядке.

Без правовой основы госрегистраторы начали отказывать людям в регистрации прав на земельные участки, следовательно, стала нарастать социальная напряженность. Теперь десятки тысяч жителей республики, имеющие на руках только решения исполкомов о передаче земельных участков в собственность, могут вздохнуть спокойно: после вступления закона в силу, независимо от утверждения таких решений сессиями местного совета они признаются основанием для регистрации права собственности (в т.ч. без указания сведений о праве, на котором участок передается гражданину, при условии, что такое решение не отменено). Закон «О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" 22 апреля 2016 года N 234-ЗРК/2016 вступил в силу после его официального опубликования.

Говоря о видах разрешенного использования земель, закон предусматривает упрощение порядка оформления права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства или индивидуального гаражного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, не указано право, на котором предоставлен гражданину такой земельный участок, или вид этого права невозможно определить.

В законе прописан перечень документов для государственной регистрации права на землю. Это могут быть:

  • акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент издания;
  • акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета, независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается гражданину, при условии, что данное решение не отменено;
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временной пользование.

Следует отметить, что нормы данного закона прописаны по аналогии с нормами федерального законодательства и успешно применяются на всей территории России. Таким образом, помимо запуска механизма «дачной амнистии» в Крыму сделан еще один шаг навстречу людям, чтобы снять другие острые земельные проблемы, которые носят массовый характер.

Обращаем Ваше внимание, что государственная регистрация права на объекты недвижимости осуществляется уполномоченным органом – Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр). Ленинский отдел Госкомрегистра находится по адресу: пгт. Ленино, ул. Пушкина, 22, 1 этаж здания администрации Ленинского района.